Сайт воспитателя МДОУ д|с №16 "Малышок" Макаровой Галины Олеговны

Статьи специалиста по художественному творчеству

10c29a58cec773dea967e090c6fd36cf.jpg


Специалист по художественному творчеству
Матвеева Евгения Александровна


Как научить ребенка работать с ножницами.

Главный вопрос который задают многие родителипедагогам - это «С какого возраста можно давать ребенку в руки ножницы?» Опираясь на рекомендации рабочих программ в детских садах этот возраст 4 года. Но нужно понимать также и то, что каждый ребенок развивается умственно и физически индивидуально, и если вы хотите научить ребенка резать ножницами сами, нужно это хорошо понимать. Для кого-то этот возрастной рубеж может снизится и до 3,5 лет, а для кого-то наоборот задержаться до 4,5 – 5 лет. Но в любом случае необходимо понимать, что учить ребенка работать ножницами можно лишь открывая ему новые возможности для творчества, стараясь увлечь его интересным совместным занятием при создании творческой работы.

Именно в возрасте 4 лет для ребенка открываются новые возможности изобразительной деятельности. Рисунки детей становятся более детализированными, дети уже умеют различать основные геометрические фигуры и составлять из них простые узоры. И наступает момент, когда они могут попытаться вырезать их самостоятельно.

С чего же начать, давая ребенку в руки ножницы? Первое о чем необходимо помнить -это конечно же о мерах предосторожности – такое широкое применение ножниц до которого могут додуматься дети не придет в голову ни одному взрослому. Так что не мало важно при обучении работы с ножницами не оставлять их потом на видном месте, где ребенок мог бы воспользоваться ими без присмотра взрослого.

Необходимо объяснить ребенку, что ножницы это опасный предмет, работать с ножницами можно только за столом и только в вашем присутствии, ими нельзя размахивать во все стороны и особенно себе в лицо, ни в коем случае нельзя резать ими свою одежду, игрушки, волосы и пальцы (да, и такое бывает).

А конечно же самое главное – это мотивация. Для того чтобы ребенок смог научится работать ножницами он прежде всего должен захотеть сделать это сам. Для этого при знакомстве с ножницами его необходимо заинтересовать. Можно попробовать такие приемы:

1) Возьмите вечером любую мягкую игрушку например хомячка, мышку или кролика (хорошо если в доме есть живые), и молча на глазах у ребенка начните резать ножницами лист бумаги на мелкие кусочки.Ребенок заинтересовавшись конечно спросит что вы делаете. В ответ нужно сказать что опилки для вашего кролика которому холодно, но ему не из чего построить себе домик, чтоб согреться, поэтому ему нужно много - много опилок (обязательно покажите голосом как это важно и тяжело), предложите ребенку вам помочь. Но для того чтобы нарезать опилки сначала необходимо познакомиться с ножницами.

- сначала попробуйте с ребенком, сжав его руку в кулачок сжимать и разжимать только большой и указательный палец;

- затем дайте ребенку попробовать разжать ножницы двумя руками (для того чтобы его руки почувствовали необходимую силу нажатия);

- вложите в руку ребенка ножницы, самостоятельно просунув его пальцы в колечки и зажав ими ножницы;

- самостоятельно обоями руками попробуйте повторить с ребенком режущие движения ножниц, манипулируя его рукой;

- дайте ребенку в левую руку лист ненужной бумаги и предложите попробовать самостоятельно.

Главное при этом не давить на ребенка, поддерживать его. В конце работы обязательно похвалить и подчеркнуть важность того что он помог.Таких упражнений можно провести несколько в зависимости от того как хорошо ребенок справляется с этой задачей.

2) Следующим этапом будет упражнение на нарезание коротких полос одного размера. Для этого необходимо взять полоску бумаги шириной 3-4 см, и попросить ребенка нарезать его на мелкие полосочки. Мотивация может быть любой, например сено для коровки, забор для домика, лесенка.

3) Усложняя задачу можно учится нарезать длинные полоски, акцентируя внимания ребенка еще и на том что полоски должны получиться еще и одинаковой ширины. Это могут быть полоски для коврика, для платья, высокий камыш на болоте, дрова для домика.

4) Когда ребенок научится уверенно держать ножницы в руках, грамотно оперируя ими можно переходить к вырезание овалов и кругов акцентируя внимание на том, что круг получается из квадрата а овал из прямоугольника, это способствует развитию зрительно и памяти ребенка и лучшему запоминанию названий геометрических фигур.Начинать вырезание кругов и овалов стоит начать с закругления углов, постепенно формируя нужную фигуру. Главное научить ребенка правильно поворачивать руку с бумагой и ножницами, постепенно закругляя форму. Можно предложить ребёнку вырезать воздушные шары к празднику, мороженое для кукол, мячик для собачки.


3 марта 2013 в 21:57

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.