Сайт воспитателя МДОУ д|с №16 "Малышок" Макаровой Галины Олеговны

Заметки психолога

c79d5fbe0622d9285cdb4ff09768295b.jpg

         ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

        ЛАУРЕНЧИКЕНЕ

        ЛЮДМИЛА 

        НИКОЛАЕВНА 

                                         Что такое релаксация? 

Охрана и укрепление психологического здоровья дошкольников — это создание в группах безопасной атмосферы, рождающее у детей чувство защищенности, доверия к миру, повышение у детей самооценки, формирование позитивной Я-концепции, развитие детского творчества, коммуникативных умений, формирование способности к сопереживанию,умений осуществлять просоциальные акты поведения, повышение у ребенка уровня самовосприятия.

К сожалению, жизнь детей и в детском саду и дома связана с многочисленными нагрузками на нервную систему. Стрессы оказывают разрушительное воздействие на психику, тормозят естественный ход развития ребенка. Ребенку, так же, как и взрослому, необходимо научиться сбрасывать напряжение, выходя из стрессовой ситуации победителем. Эффективным способом снятия стрессовых явлений является релаксация. Ей возможно обучить даже детей 3-х лет.

Что же такое релаксация?

Релаксация- это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.

Детям необходимо рассказать о пользе расслабления, показать с помощью упражнений, насколько приятно расслабление, сравнив его с напряжением. Дети зачастую находятся в постоянном напряжении, не замечая его. Важно показать им на контрасте ощущения, возникающие при расслаблении всех мышц тела.

Желательно выполнять релаксационные упражнения в хорошо проветриваемом помещении, без посторонних. Детей можно начать обучать малыми подгруппами. Необходимо прежде всего научить детей свободно лежать на спине, с вытянутыми вдоль туловища руками, с закрытыми глазами, дыша через нос. Если дети научатся лежать в спокойной позе хотя бы 3-5минут, то можно переходить к небольшим расслабляющим аффирмациям под спокойнуюмузыку.

Аффирмации- это небольшие тексты, которые позволяют визуализировать образы. Например, дети могут представить полет на ковре-самолете, реку или водопад.

«Водопад»

«Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Постойте немного под водопадом — пусть вода омоет ваше лицо и тело, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой... Ваши страхи смыла и унесла вода. Чистая вода омыла вас. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.



«Плывем в облаках»

«Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите через нос легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе в прекрасном месте. Сегодня прекрасный день и вычувствуете себя хорошо. Вы абсолютно спокойны.

Вылежите и смотрите вверх на облака — большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе. Дышите свободно. Вы начинаете медленно подниматься над землей. С каждым вдохом вы мягко поднимаетесь вверх навстречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь все выше и выше и мягко утопаете в облаке.Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, и вы плывете на самом большом и мягком облаке в небе.

Когда вы захотите спуститься вниз,скажите своему облаку, и оно плавно и мягко поплывет вниз, станет опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли. Наконец вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Вы отдохнули,расслабились. А сейчас вы медленно откроете глаза, пошевелите руками и ногами,сядете на ковре. Посидев, медленно встанете и мы пойдем в группу.»

Примеров таких аффирмаций много. Но иногда обстоятельства не позволяют нам провести релаксацию лежа. Есть несколько поз сидя, которые также могут освоить дети.

«Поза покоя»

Дети сидят на стульях, откинувшись на спинку, руки свободно лежат на коленях.

Взрослый произносит медленно и негромко.

Все умеют танцевать,

Прыгать,бегать, рисовать.

Но пока не все умеют

Расслабляться,отдыхать.

Есть унас игра такая-

Очень легкая, простая.

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье,

И становится понятно-

Расслабление приятно!

Дети остаются некоторое время сидеть с закрытыми глазами.

В психологической практике есть ряд упражнений, которые помогают детям понять разницу между напряжением и расслаблением.

Одно из упражнений, направленное на осознание своих мышечных ощущений, называется «Штанга».

Дети выполняют упражнение стоя.

«Представьте, что перед вами тяжелая штанга и вам нужно ее поднять. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки.Медленно с напряжением поднимите руки. Как тяжело! Руки устали, и мы бросаем штангу. (Руки необходимо расслабить и «бросить» вдоль туловища). Руки расслаблены, не напряжены, отдыхают. Дышится легко».

После упражнения у детей спрашивают,что приятнее, напряжение или расслабление.

Во время сброшенное напряжение позволяет сохранить психику ребенка и избежать больших эмоциональных перегрузок. 

3 марта 2013 в 21:12

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.